Наш адрес: 628605,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 22
Тел.-факс: (3466) 46-20-09
E-mail: mubis@mubis.ru

Картинка
Версия для слабовидящих
Мы ВКонтакте Напишите нам Авторизация Карта сайта Поиск по сайту

Новости

В своей статье Эльза Оуврард-Преттол, преподаватель библиотечного и медиа факультетов Натомас Чартер Скул в Сакраменто, штат Калифорния, предлагает подробно изучить один из пунктов, обозначенных Американской ассоциацией библиотечного обслуживания молодёжи YALSA в новом руководстве «Компетенции обслуживания молодёжи для библиотечных специалистов».

Что такое культурная компетентность?

Открытость и проявление уважительного отношения, личная любознательность и осведомлённость, заинтересованность, умение давать оценку, вырабатывать стратегии и проявлять гибкость — всем этим, по мнению исследователей, должен обладать культурно компетентный человек. Патрисия Оверолл в своей статье «Культурная компетентность: концептуальная основа для библиотечных и информационных специалистов» описывает культурную компетентность как «развитую способность понимать и уважать культурные различия и готовность обсуждать проблемы несоответствия между различными группами населения». Культурная компетентность включает в себя как внутреннее желание узнать других, так и поведенческие изменения, необходимые для этого.

А достигается всё это путём рефлексии, внутренней работы и повышения уровня осведомлённости в различных аспектах культуры, которые включают в себя (но не ограничиваются ими) понятия этнической или расовой принадлежности, сексуальности, гендера, социоэкономики, религии, инвалидности, языка и грамотности. Способность принимать культурное происхождение человека, а также умение замечать различия между культурами, не идя на поводу у предубеждений, позволяют лучше понимать других и взаимодействовать с самыми разными людьми.

Почему культурная компетентность важна для библиотекарей?

Хотя нам нравится думать, что библиотеки являются воплощением демократии и равенства, они по-прежнему являются продуктом социальной и политической среды, которая, в свою очередь, создаётся теми, кто находится у власти. Это лишний раз подтверждает несправедливость последней. Из исследования Соланж Лопес-Мёрфи и Кристофера Мёрфи «Влияние кросскультурного опыта и локации на восприятие преподавателями культурной компетентности» мы узнаём, что «преподаватели должны понимать своих учащихся и их культуру, выстраивать взаимное общение с ними, предоставлять образовательные возможности, которые им необходимы». Развитие культурной компетентности является обязательным условием для достижения этих целей.

Нынешние руководители библиотек, как на местном, так и на национальном уровне, должны сделать культурную компетентность краеугольным камнем обучения своих сотрудников и пересмотреть свою внутреннюю политику, чтобы стать более инклюзивными. Согласно самым последним данным (по исследованию пола, расы и возраста в библиотечной профессии ALA Diversity Count и по результатам переписи населения США), в настоящее время сотрудники библиотек неточно отражают этническое разнообразие американского населения. Библиотеки могут быть реальным агентом изменений только в том случае, если образовательные программы для библиотечных и информационных специалистов будут набирать и обучать разных студентов, а руководители библиотек будут затем брать их на работу. Тогда они смогут активно «повернуть» библиотечную деятельность в сторону большей инклюзивности.

Но в то время как усилия по набору сотрудников были предприняты, приём абитуриентов разных национальностей до сих пор остаётся проблемой. Недавно исследователи попытались выяснить её причины, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Это даёт надежду на то, что образование, учитывающее культурные особенности, начинает переживать своё возрождение.

Как развить культурную компетентность?

В целом, культурная компетентность включает в себя шкалу диапазоном от культурной несостоятельности, слепоты и даже полного отсутствия культурной компетентности до настоящего «культурного мастерства». А между этими крайними точками колеблются значения, включающие самые разные уровни владения подобным «мастерством». Таким образом, культурная компетентность — это набор навыков, приобретённых в рамках многоступенчатого процесса:

1. Углубление знаний о собственной культуре и ценностях и о том, как они влияют на наше поведение. В библиотечном мире первым шагом к культурной компетентности может стать осознание того, что десятичная классификация Дьюи чрезвычайно ориентирована на Запад. Просто взгляните хотя бы на класс 200 («религия»), который отводит так много места материалам о христианстве и так мало другим религиям.

Итак, давайте для начала взглянем критически на наши книжные коллекции. Гомогенность библиотечного фонда поддерживает идею доминирующей культуры и формирует следующую точку зрения: лишь немногие представители других культур внесли достойный вклад в ту или иную дисциплину. Это создаёт пассивно-агрессивное послание для пользователей, чья культура слабо представлена. Исправить это легко, если разнообразить фонды.

Однако такой подход не панацея, считает Ким Дэйр, о чём и говорит в своей статье для журнала YALS «Риски культурной компетентности»: «Легко считать себя культурно компетентным, если приобретать книги, отражающие разнообразный культурный опыт молодёжи. Но истинная культурная компетентность находится за рамками книг, составляющих библиотечную коллекцию. Культурная компетентность … это также принятие разнообразных культурных традиций в процессе взаимодействия с другими».

2. Обновлённый взгляд на местное сообщество. Задавайте вопросы, чтобы познакомиться с убеждениями и ценностями людей, которые вас окружают, это поможет находить новые пути для разрешения проблем и конфликтов. Формирование разнообразных фондов, предоставление услуг и программ, соответствующих различным культурным особенностям и потребностям наших пользователей, невозможно без проявления собственного любопытства и применения полученных знаний.

3. Фокусирование на создании основы для долгосрочных позитивных отношений. Несомненно, шаг первый — укрепление доверия, то есть создание безопасного пространства для представителей любой «недопредставленной» группы местного сообщества. Второй шаг — выявить и изменить факторы внешней среды так, чтобы члены местного сообщества могли стать активными пользователями библиотеки. Факторы внешней среды могут включать в себя следующие аспекты:

  • язык (например, навигация по библиотеке на языках, отличных от английского, наиболее распространённых в конкретном местном сообществе);
  • доступ к транспорту, осуществляющему связь с библиотекой (например, наличие букмобиля);
  • доступ к информации (например, предоставление хот-спотов Wi-Fi для того, чтобы взять книгу на дом);
  • доступность самой библиотеки (например, навигация на шрифте Брайля, пандусы и т. д.);
  • поведение сотрудников библиотеки (приветливость и уважительное отношение к пользователям).

Курс библиотек на культурную компетентность должен поддерживаться организацией регулярного обучения сотрудников, а также приёмом на работу специалистов разных культур. Оба эти шага создадут цикл культурной компетентности внутри всей организации. Такие взаимно позитивные отношения в сочетании с разнообразными фондами и услугами будут развивать культурную компетентность уже у самих пользователей. Поможет в этом молодым посетителям библиотек и знакомство с Руководством специальной комиссии по культурной компетентности YALSA 2014 года.

Культурная компетентность и культурное смирение

По мнению Патрисии Оверолл, процесс развития культурной компетентности может быть успешным только в том случае, если мы сами открыты для него, а наши организации готовы сделать этот процесс частью своей внутренней политики. Руководителям библиотек необходимо включить в профессиональную подготовку сотрудников программы по обучению культурному смирению. Соланж Лопес-Мёрфи и Кристофер Мёрфи подчёркивают важность такого рода обучения в однородных сообществах, а то, что работники библиотеки определённо являются однородной группой, подтверждает статистика.

В течение некоторого времени культурная компетентность основывалась на пошаговом усовершенствовании. В конечном счёте диапазон культурной компетентности ограничен, поскольку «компетенция» — это всего лишь набор навыков, приобретённых раз и навсегда и применимых в той или иной ситуации. Сегодня исследователи переходят к концепции культурного смирения. Культурное смирение — это стремление, длиною в жизнь, поскольку культура меняется так же часто, как меняются её представители. Это понятие связано с участием в пропаганде социальной справедливости с целью продвижения прав других. Культурное смирение — это образ жизни. Руководители, желающие внедрить программы профессионального развития в своих библиотеках, могут опасаться, что привить идею культурного смирения своим сотрудникам будет непросто. Однако регулярное обучение, постоянная практика и грамотное руководство будут способствовать тому, чтобы культурно компетентные библиотекари, разнообразно укомплектованные книжные коллекции и инклюзивные услуги в наших библиотеках стали нормой, а не просто целью.

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник: YALSA

Материал опубликован:ТЕРРИТОРИЯ L

Comments

IMG 7912Именно так называется проект по профилактике наркомании, разработанный в муниципальном бюджетном  учреждении "Библиотечно-информационная система" Нижневартовска. Казалось бы, какая связь между борьбой с наркоманией и библиотеками? Проблемой занимаются специальные службы, медики, правоохранители. Между тем,    библиотекари на протяжении многих лет с помощью книги   пропагандируют здоровый образ жизни,  формируют мотивации к здоровым привычкам и отказу от вредных. А это, безусловно, способствует сознательному выбору альтернативного досуга. При этом, доля детей, подростков и молодежи среди читателей городской библиотечно-информационной системы составляет более половины, а это около 20 тысяч человек.

Очевидно, что работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться на базе общей концепции профилактической работы и только специально обученным персоналом, с привлечением учреждений и объединений, занимающихся данной проблемой профессионально, т.е., посредством социального партнерства. Поэтому, прежде, чем проводить мероприятия по профилактике наркомании, и проводить их на высоком уровне, библиотекари обратились в психоневрологическую больницу за профессиональными консультациями. Врачи ПНБ провели обучающие семинары по работе с информацией о наркологических заболеваниях, рассказали о психотехнических приемах ведения таких мероприятий и   создании системы альтернативных наркотикам увлечений. Забегая вперед, следует отметить, что врачи-наркологи не только оказали помощь в начале работы, но и на протяжении многих лет продолжают сотрудничество. Например, выступают экспертами на конференц-играх «Молодежь против наркотиков!», на которых молодые люди могут получить ответ абсолютно на любой свой вопрос.

Формы работы с читателями выбираются с учетом их возраста. Это и игровые программы, и ролевые игры, и дискуссии, распространение буклетов и листовок, закладок и значков, а также создание уголков неформального общения.  Как пример - открытие в Центральной библиотеке Анти-кафе, где в уютной обстановке, за чашечкой кофе, можно прочесть интересную книгу или журнал, сыграть в интеллектуальные игры, пообщаться с друзьями и даже провести музыкальную репетицию. В летнее время работают читальные залы и абонементы под открытым небом.

Большой популярностью у молодежной аудитории пользуется цикл «Спорт против наркотиков», где известные спортсмены и тренеры рассказывают о мире спорта, своих достижениях и рекордах.

А вот для подростков авторитетно мнение не столько экспертов, сколько их возрастного окружения. Поэтому для этой категории читателей пассивные формы работы - лекции, беседы, выставки - перешли в активные, с вовлечением ребят в обсуждение информации, ее оценку. Так, в Центральной городской библиотеке создан форум-театр, ставший визитной карточкой собственного проекта «Максимум жизни!». Члены библиотечного клуба «Театр Книги» разыгрывают мизансцены, в которых демонстрируют  поступки, ведущие к наркомании или алкогольной зависимости. Представление прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить ситуацию таким образом, чтобы не произошло трагедии. В следующей части действующим лицом  выступает уже приглашенный эксперт, разъясняющий возникновение необратимых процессов в мышлении наркоманов. При этом, зрители имеют возможность обсуждать проблему на протяжении всего спектакля.

Первыми и единственными в Югре задумались нижневартовские библиотекари над вопросом социализации молодых людей, находящихся в местах заключения. Ни для кого не секрет, что среди них немало наркозависимых и   наркокурьеров, в том числе, и несовершеннолетних.   В 2014 году был заключен договор с режимными учреждениями СИЗО-1 и Исправительной колонией №15, началась работа в формате инновационных проектов «Книга для заключенного» и «Подросток ищет героя». Каждому мероприятию здесь предшествует кропотливая работа: тема разрабатывается с учетом пожеланий администрации режимных учреждений, материал систематизируется, готовится презентация. Почти за два с половиной года в СИЗО – 1 и ИК №15 проведено более 20 мероприятий. По мнению психологов этих учреждений, после встречи с библиотекарями заключенные, прежде практически не бравшие в руки книгу, начинают читать и серьезно задумываться над своей жизнью.

В работе по профилактике наркозависимости активно участвуют все филиалы Библиотечно-информационной системы. Городская библиотека №6 на протяжении шести лет организует встречи с волонтерами Центра социальной адаптации «Феникс» из цикла «В плену иллюзий», где бывшие наркозависимые рассказывают свои истории. Их шокирующие исповеди заставляют подростков всерьез задуматься и сделать правильные выводы.

Городской библиотекой №9 организован цикл  «Это должен знать каждый родитель!», который проводят инспекторы   подразделения по делам несовершеннолетних. К сожалению, большая часть родителей уверена в том,   что их ребенка наркомания не коснется. Кроме того, взрослые испытывают недостаток информации о консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, страдающим наркоманией. В этой связи очень уместна работа Центров общественного доступа, работающих при одиннадцати муниципальных библиотеках, предоставляющих бесплатный доступ к ресурсам Интернет и обеспечивающих  информационно-методическую    базу профилактической работы.

Помощь в организации работы по антинаркотической профилактике оказывает тематический сайт «Библиотечно-информационной системы» «Жизнь вне зависимости» (www.life-nv.ru), содержащий статьи об антинаркотической работе городского, окружного и федерального уровня. Раздел «Полезные ссылки» знакомит с Интернет-ресурсами, поддерживающими тему профилактики социально-негативных явлений; в разделе «Непридуманные истории» можно узнать о судьбах людей, избавившихся от наркозависимости. «LifeАфиша» доводит до горожан   информацию о проводимых в городе мероприятиях по формированию здорового образа жизни. Ежегодно к ресурсам сайта обращается более   70 тысяч посетителей. В 2012 году сайт был отмечен премией «Событие» Департамента культуры ХМАО-Югры в номинации «Библиотечное дело».

МБУ «БИС» накоплен большой опыт в издательской деятельности. С 1998 годы выпускается журнал «Моя библиотека», в 2006 году был издан специальный выпуск «Будущее без наркотиков». На 2019 год, в рамках муниципальной программы «Комплексные меры по пропаганде здорового образа жизни (профилактика наркомании, токсикомании) в городе Нижневартовске на 2016-2020 годы», также запланирован  спецвыпуск журнала.

Всего в 2017-м – 1-й половине 2018 года силами библиотек проведено более 150 профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни, в т.ч. антинароктической направленности, с участием 2,5 тысяч человек. В 20 мероприятиях приняли участие специалисты других систем и ведомств.

Социальное партнерство библиотек и учреждений по антинаркотической профилактике - это постоянный совместный поиск новых альтернативных форм работы. В рамках «Декады SOS»,   которая пройдет в библиотеках системы с 26 октября по 4 ноября, запланировано проведение Форума «БиблиоНаркоСтоп» по теме   «Антинаркотическое просвещение в библиотеках: традиции и инновации». В рамках Форума планируются выступления специалистов-наркологов, психологов,   библиотечных работников города и округа, проведение мастер-классов по   проведению тренингов и других мероприятий по формированию здорового образа жизни, обмен опытом. По итогам работы запланировано издание сборника материалов Форума.

Результаты нашего сотрудничества не только обнадеживают, но и показывают, насколько совместная работа многогранна и интересна молодым людям. И это не просто слова. В Нижневартовске много успешной молодежи - спортсменов, предпринимателей, победителей творческих конкурсов региональных, международных уровней и даже ученых. Поэтому совместная работа с учреждениями и организациями по вопросам антинаркотического просвещения будет в продолжаться и в дальнейшем.

/По материалам доклада директора МБУ «БИС» И.Е. Ивлевой на заседании Антинаркотической комиссии при администрации Нижневартовска под председательством главы города В.В.Тихонова/

 

Comments

Исследование Nielsen Media Research в Великобритании и статистика Российской государственной детской библиотеки говорят, что среднее число регулярно читающих детей и подростков в России и европейских странах составляет 25-32%. Что, если ребёнок отказывается брать в руки книжку? Как мотивировать его читать?

Прививаем тягу с детства

       Тягу к чтению ребёнку прививают родители: именно любимые сказки на ночь мотивируют дошкольников  и ребят из младших классов интересоваться литературой. По данным исследования Kids and Family Reading Report 201664% родителей уверены, что совместное чтение учит детей любить книги.

        Путь книголюба начинается с 300 часов «начитки», считает русский писатель-фантаст, автор серии книг про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева Дмитрий Емец. «Нужно “вчитать” в ребёнка первые несколько книг, чтобы в сумме это составило примерно 300 часов. Это средняя запускающая норма», — утверждает Емец.

        «Начитка» может проходить по-разному: в форме классического чтения на ночь, чтения по ролям, совместного прослушивания аудиокниг и аудиоспектаклей. Важна и  творческая сторона «начитки»: во время чтения можно попросить ребёнка нарисовать героев или слепить их из пластилина — это не только заинтересует маленького слушателя, но и разовьёт его воображение.  

        Для «начитки» также  важен момент обсуждения — дети любят, когда интересуются их мнением. Спросите ребёнка о том, что бы он сделал на месте героев книги. Посмотрите экранизацию и вместе найдите сходства и отличия в сюжете, обсудите, что не стоило вырезать из сценария.

        По данным социологического исследования, 98% родителей хотят, чтобы их дети читали, однако всего 42% опрошенных взрослых читают сами. В семье, где ребёнок не видит читающих родителей, трудно вырастить книголюба. Покажите ребёнку, что литература интересна, на своем примере: договоритесь проводить «семейный час чтения», когда каждый берёт в руки книжку.

        Дайте ребёнку возможность выбирать книги. По данным исследования Kids and Family Reading Report 2016, 81% детей уже с 3-х лет способны выбирать литературу самостоятельно. Если ребёнок перестал читать книгу, значит, она не подходит ему по возрасту или просто неинтересна.

       Чего не стоит делать

Время «семейного чтения» нельзя сокращать в начальной школе. Исследования библиотечных психологов говорят: «В это трудное для ребенка время (период школьной адаптации) важно не прекращать традиции семейного чтения». По мнению петербургского врача А.Н.  Корнева, снижение времени «семейного чтения» может вызвать у ребёнка псевдодислексию  (страх, неуверенность, которые могут перерасти в отвращение к чтению, повлиять на его качество).

Нельзя заставлять ребёнка читать.  Французский писатель Даниэль Пеннак в книге  о детском чтении «Как роман» говорит: «Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения», — если заставлять ребёнка читать, он будет убегать от книги, прятаться от неё.

Что может сделать педагог

       Тяга к книгам во многом зависит от техники чтения: если ребёнку трудно, его интерес быстро угасает. Дмитрий Емец рекомендует педагогам использовать технику «шуршащего» чтения для тренировки детей:  весь класс шёпотом отчётливо читает одно и то же произведение. Это тренирует скорость и вдумчивость чтения, а также развивает дикцию ребёнка.

        Если дети утомятся от тренировок, их заинтересуют диафильмы (слайд-шоу с титрами, большой каталог — по ссылке). Они привлекут внимание класса яркими иллюстрациями, но не отвлекут ребят от содержания книги.

        Несколько раз в месяц в классе можно проводить тренинги по «семейному чтению» с родителями. Они сформируют читательскую культуру семьи, научат взрослых прислушиваться к желаниям детей, а ребят — любить книги и выбирать правильную литературу.

Источник: ФОКСВОРД

 

Comments

L y CzUAW3k

В преддверии самого семейного праздника - Дня Семьи, любви и верности, городские библиотеки приглашают горожан интересно и с пользой провести выходные 7 и 8 июля.

7 июня, в 12-00 в Центральной городской библиотеке им. М. К. Анисимковой пройдет просветительская акция «Ромашковый день». Вместе со своими детьми здесь можно будет посетить увлекательный мастер-класс по изготовления главного символа семейного праздника - декоративных ромашек. Цветы, сделанные собственными руками,   можно взять с собой на одноименный праздник – «Ромашковый день». Мам и пап, бабушек и дедушек и , конечно же, ребят ждут познавательные викторины, громкие чтения,  семейная фотосессия,   мастер-классы, которые пройдут под открытым небом в парке Победы 8 июля, с 11 до 16 часов.

Comments

     Центральная городская библиотека  приглашает детей и взрослых на открытие  сезона читальных залов под открытым небом «Солнце на книжной странице».

      Горожан ждут увлекательные игры, викторины, конкурсы и забавы, беспроигрышные литературные лотереи. Посетители «Мастерской на колесах» научатся разным техникам декоративно-прикладного искусства.

Fotozona 1

Fotozona 2Fotozona 3     

 

 

 

 

 

    

 

      В поддержку всемирного «Буккроссинга» среди любителей чтения  ежедневно проходит  запуск в «свободное плавание» партии интереснейших книг. Каждый сможет найти  здесь для себя что-то новое: мужчин привлекут боевики и историческая литература, прекрасную половину – «женские» романы. Для горожан,  имеющих склонность к серьезной литературе – исторические исследования и документальные, публицистические  произведения. Молодые родители  увлекутся свежими газетными новостями, пока их дети будут заняты на детских площадках.

      Кстати, полистать, и,  даже унести понравившееся издание домой,  можно будет совершенно бесплатно. Ну а если у вас возникнет желание освободить домашнюю библиотеку от книг  «легкого жанра»,  в виде  дамских романов, приключений  и детективов, уже  прочитанных вами десятки   раз, или  нетленных произведений классиков, до  которых руки так и не дошли  -  можете прихватить их с собой и подарить библиотеке.

     Хотите просто отдохнуть в тени деревьев,  устроившись в уютных мягких креслах-мешках или прямо на траве – это тоже не возбраняется. Уютный книжный дворик станет  не только местом для чтения и просмотра: любители книг смогут пообщаться между собой, обменяться мнением о прочитанных книгах.

     Мы докажет Вам, что чтение – лучшее времяпровождение!

Татьяна Агеева

Comments

© 2002-2022 Муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система", г. Нижневартовск
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработка сайта - Компания АрктикСофт

Последнее обновление: 26 апреля 2024

Задать вопрос!
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт